SIDEBAR
»
S
I
D
E
B
A
R
«
Тяжелые авианесущие крейсера типа «Киев» — 3 ед.
Ноябрь 11th, 2012 by admin

«Киев» 1975 г.

Первые отечественные корабли, специально спроектированные для базирования на них реактивной авиации. Они создавались как развитие крейсеров-вертолетоносцев типа «Москва» и до 28.6.1977 также относились к классу противолодочных крейсеров. В отличие от зарубежных многоцелевых авианосцев с СКВВП «Харриер», советские ТАКР (после появления класса атомных ракетных крейсеров — ТАВКР) задумывались как специализированные корабли ПЛО. Нанесение ударов палубной авиацией по неприятельским надводным силам или берегу не планировалось; основными задачами СВВП Як-38 были воздушное прикрытие своего корабля и его вертолетов, а также противодействие вражеской противолодочной авиации в районах развертывания наших АПЛ. Кроме того, ТАВКР несли полный комплект ударного и оборонительного ракетного оружия, принятый для ракетных крейсеров.

Разработка чертежей ТАВКР типа «Киев» (проект 1143, кодовое наименование «Кречет») была выполнена Невским ПКБ (Ленинград) в соответствии с постановлением СМ СССР от 2.9.1968. По архитектуре корабль выглядел типичным авианосцем со смещенным к правому борту «островом» и угловой палубой площадью 5600 м2 (189х20,7 м под углом 4,5° к ДП). Полетная палуба была покрыта специальными термостойкими плитами АК-9Ф. Одноярусный ангар площадью 130х22,5 м и высотой 6,6 м располагался в корму от миделя. Он вмещал 22 ЛА; подача машин наверх осуществлялась двумя лифтами. Запас авиатоплива — около 1200 т.

ГЭУ представляла собой «удвоенный» вариант примененной на ПКР типа «Москва». Она разделялась на два эшелона и включала в себя 8 паровых котлов и 4 ГТЗА. В качестве движителей использовались четырехлопастные бронзовые винты. Состав судовой электростанции — 6 турбогенераторов и 4 дизель-генератора общей мощностью 15 000 кВт. Дальность плавания 18-узловым ходом — 8000 миль, автономность по запасам — 30 сут.

Радиоэлектронное вооружение ТАВКР «Киев» включало БИУС «Аллея-2», РЛС обнаружения «Восход» и «Фрегат-М», навигационный комплекс «Салгир», систему космической связи «Тайфун-1», РЛС управления ПКРК «Аргон-1143», систему посадки «Привод-СВ», средства РЭБ «Кольцо», «Ограда» и ПК-2. Гидроакустические станции — стационарная «Орион» (в бульбовом обтекателе) и буксируемая «Платина».

Первые два ТАВКР практически не отличались друг от друга (на «Минске» для уменьшения забрызгивания лишь изменили кромку угловой палубы и конструкцию спонсона под 30-мм автоматы левого борта); третий же корабль, «Новороссийск», строился по усовершенствованному проекту 1143.3. За счет уменьшения зазоров в ангаре удалось разместить 24 ЛА, а общую численность авиагруппы увеличить до 36 машин. ГАС «Орион» заменили на более современную «Полином», от установки торпедных аппаратов отказались. ЗРК «Оса-М» планировалось заменить новым комплексом «Кинжал», однако к моменту достройки корабля последний так не был освоен промышленностью, и «Новороссийск» вошел в строй вообще без ЗРК самообороны. Модернизация радиоэлектронного оборудования и увеличение численности экипажа потребовали дополнительного объема помещений, в результате чего пришлось отказаться от системы перезарядки ПКРК «Базальт». Наконец, в связи с ожидавшимся принятием на вооружение сверхзвуковых СВВП Як-41 взлетно-посадочные площадки оборудовали специальными газоотводными устройствами (ГОУ), а емкость цистерн авиатоплива увеличили в полтора раза. Правда, в процессе достройки ТАВКР на плаву ГОУ были демонтированы. Кстати, многочисленные изменения проекта существенно затянули сроки строительства последнего корабля серии.

Вышел на испытания 17.4.1975, первая посадка на палубу СВВП Як-36М состоялась 18.5.1975. 15.6.1976 включен в состав КСФ. Переход вокруг Европы в Североморск (16.7—10.8.1976). Завершение испытаний СВВП, радиоэлектрон. оборудования и ПКРК «Базальт» (приемный акт по второму этапу испытаний подписан 3.12.1976). Боевая служба в Атлантике и на Средизем. море (1977—82). Средний ремонт на ЧСЗ в Николаеве (1982—1.11.1984). Нанес официальный визит в Алжир (2—6.5.1985). Награжден орденом Красного Знамени (4.5.1985). Последний поход совершил в 1991 г. Поставлен на ремонт в Росте (Мурманск), но из-за недостаточного финансирования искл. из списков 30.6.1993. Экипаж расформирован 28.8.1994. Продан на слом и в 5.2000 отбуксирован в Китай. По некоторым данным, предполагается переоборудование корабля в туристическо-развлекательный центр.

«Минск»

Минск, 1984 г.

Испытания на Черном море (1978). 23.11.1978 включен в состав КТОФ. Переход вокруг Африки во Владивосток (24.2—3.7.1979), совмещенный с учениями на Средизем. море совместно с ТАВКР «Киев» и деловыми заходами в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик) и на Маврикий. Отработка старта Як-38 с коротким разбегом (30.9.1980—1.2.1981). Официальные визиты в Бомбей (11—14.12.1982) и Вонсан (КНДР, 4—8.7.1986). В 1991 г. должен был прибыть в Николаев для модернизации по единому проекту, но из-за сокращения финансирования поставлен на прикол в бух. Постовая близ Совгавани. Искл. из списков 30.6.1993, экипаж расформирован 31.8.1994. Продан южнокорейской фирме «Янг Дистрибьюшн Ко» за 4,583 млн. долл. и в 12.1995 отбуксирован в Масан. Позже перепродан Китаю и с 2000 г. используется в качестве музея и развлекательного центра в г. Шэньчжень.

«Новороссийск»

Испытания на Черном море (1982). 24.11.1982 включен в состав КТОФ, но занимался отработкой задач на КЧФ, 9.5.1983 участвовал в параде в Севастополе. Переход вокруг Африки во Владивосток (10.1983—2.1984). Боевая служба в составе КТОФ (1984—91), визит в Вонсан (КНДР, 12—16.5.1988).

Последний выход в море состоялся в 5.1991. Из-за сокращения финансирования поставлен на прикол в бух. Постовая близ Совгавани.

Искл. из списков 30.6.1993. Продан южнокорейской фирме «Янг Дистрибьюшн Ко» за 4,314 млн. долл. и в 1.1996 отбуксирован в Юж. Корею. Отстаивается в порту Чусан.

ТТХ ТАКР «Киев» на момент вступления в строй

30 530/41 370 т, 273,1 (236 вл)х49,2 (31 вл)х9 м. 4 ГТЗА ТВ-12-3, 8 ПК КВН-98/64, 180 000 л.с.=30,7 уз. Экипаж 1433 чел. + 50 чел. штаб. 8 ПУ ПКРК «Базальт» (16 ПКР П-500), 1х2 ПЛРК «Вихрь» (16 ПЛУР), 2х2 ЗРК «Шторм» (96 ЗУР), 2х2 ЗРК «Оса-М» (40 ЗУР) , 2х12 РБУ-6000,
2х2 76-мм авт. АК-726, 8х6 30-мм авт. АК-630М, 2х5 ТА 533 мм.

Состав авиагруппы

Вариант 1 («Киев»): 13 СВВП Як-38М, 2 верт. Ка-25ПС, 3 верт. Ка-25Ц.
Вариант 2 («Киев»): 17 верт. Ка-25ПЛ, 2 верт. Ка-25ПС, 3 верт. Ка-25Ц.
«Новороссийск»: 36 ЛА (СВВП Як-38М и верт. Ка-27/Ка-25Ц в различных сочетаниях).

 


Leave a Reply

http://navyforce.ru/%d1%82%d1%8f%d0%b6%d0%b5%d0%bb%d1%8b%d0%b5-%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d0%b5%d1%81%d1%83%d1%89%d0%b8%d0%b5-%d0%ba%d1%80%d0%b5%d0%b9%d1%81%d0%b5%d1%80%d0%b0-%d1%82%d0%b8%d0%bf%d0%b0-%d0%ba/You must be logged in to post a comment.