SIDEBAR
»
S
I
D
E
B
A
R
«
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» — 1 ед.
Ноябрь 11th, 2012 by admin

Баку, 1989 Проект: 1143.4

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.4 разработан в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством главного конструктора В.Ф.Аникеева в соотвествии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1 февраля 1977 года.

Корабль создавался для базирования перспективного самолёта вертикального взлёта и посадки Як-41. Специально для него были спроектированы газоотводные устройства на взлётно-посадочных площадках (смонтированы не были). Но к моменту подписания акта приёмки корабля самолёт ещё не был готов и вместо него было решено разместить Як-38. По сравнению с предшественниками в конструкцию корабля внесены существенные изменения: увеличена площадь полётной палубы, изменена форма надстойки, полностью обновилось радиоэлектронное оборудование (например, впервые в отечественном флоте установлены РЛС с фазированной антенной решёткой, применены комплексы «Фрегат», «Подкат», «Тройник», ГАК «Полином», БИУС «Лесоруб»), появились новые виды оборонительного вооружения, запас авиационного топлива увеличен до 1500 т. Впервые ТАВКР получил коробчатую систему бронирования погребов боезапаса и других жизненно важных частей. Изменения в конструкции привели к росту стандартного водоизмещения до 37000 т, что в свою очередь потребовало увеличить мощность силовой установки. Но благодаря применению более экономичных котлов дальность плавания осталась прежней. В создании корабля принимало участие около 400 предприятий из всех республик СССР.

Это важно! — 17 февраля 1978 года крейсер под наименованием «Харьков» — позже переименован в «Баку» в честь лидера эсминцев Северного флота, заводской №104) зачислен в списки кораблей ВМФ и 26 декабря заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. 31 марта 1982 года корпус корабля (спусковая масса 19000 т) спущен на воду и поставлен у достроечной стенки.

Со стапелей он как самодостаточная единица флота сходит под своим именем, — Баку.

(НЕ Харьков).Это не мало важная деталь в судьбе корабля

(Войсковая часть — 20366)

Ходовые испытания, дальнейшая служба корабля проходят под этим именем! — Баку до 04.10.1990г

 

Четвертый ТАВКР типа «Киев», строившийся по переработанному проекту 1143.4. До 4.10.1990 назывался «Баку», затем переименован в «Адмирал флота Советского Союза Горшков», но в последние годы даже в официальных документах именуется сокращенно «Адмиралом Горшковым».

Основные изменения конструкции ТАВКР касались радиоэлектронного оборудования и оборонительного вооружения. Вместо устаревших ЗРК «Шторм» и ПЛРК «Вихрь» установили новейший ЗРК «Кинжал». Число ПУ ПКРК «Базальт» увеличили до 12, но при этом отказались от их перезарядки. РБУ-6000 заменили противоторпедными установками «Удав», а 76-мм артустановки — более эффективными 100-мм АК-100.

Авиагруппа по проекту включала 36 машин, в т. ч. 14 сверхзвуковых СВВП Як-41. Площадь полетной палубы увеличили до 6200 м2, взлетно-посадочные площадки предполагалось оборудовать газоотводными устройствами (ГОУ) — правда, последние так и не понадобились. Размеры ангара остались прежними, но запас авиатоплива довели до 1500 т. Носовой самолетоподъемник имеет грузоподъемность 30 т и размеры 18,9х10 м, кормовой — соответственно 20 т и 18,9х4,8 м.

ГЭУ и электрооборудование существенных изменений не претерпели. Дальность плавания полным ходом (30 уз.) составила 4050 миль, экономическим (18 уз.) — 6900 миль.

Появление у ВМС США ПКР «Гарпун» вынудило пересмотреть отношение к конструктивной защите. Впервые ТАВКР получил коробчатую систему бронирования погребов боезапаса и других жизненно важных частей. По некоторым данным, толщина многослойной НКЗ на «Горшкове» достигает 140 мм, а общий вес брони — 1700 т.

Особенность радиоэлектронного вооружения — БИУС «Лесоруб» и многофункциональный комплекс «Марс-Пассат» с фазированными антеннами РЛС на «острове». Кроме того, установлены РЛС «Подкат», трехкоординатная «Фрегат-МА», системы управления полетами «Резистор-К4», «Тур» и «Газон», РЛС управления ПКРК «Аргон-К», навигационный комплекс «Буран», средства РЭБ «Кантата-М» и ПК-2, ГАС «Полином».

В настоящее время разработан проект переоборудования «Адмирала Горшкова» в полноценный АВ для ВМС Индии. Предполагается демонтировать все вооружение и РЛС «Марс-Пассат»; длину полетной палубы увеличить до 280 м, а в носовой части оборудовать трамплин. Увеличатся размеры ангара (до 130х23х6,6 м) и ширина кормового лифта; будут установлены аэрофинишеры и оптическая система посадки самолетов на угловую палубу. Все это позволит разместить на борту 34 ЛА — 21 истребитель МиГ-29К и 13 вертолетов. Оборонительное вооружение составят 6 ЗРАК «Кортик». Ожидается, что модернизация будет проведена в ближайшем будущем на «Севмашпредприятии» в Северодвинске.

Служба

 

Баку, 1989

Швартовые испытания в Николаеве (6—11.1986), в 12.1986 перешел в Севастополь, затем — ходовые и государственные испытания (1—12.1987). 30.12.1987 включен в состав КСФ. Переход вокруг Европы в Североморск, совмещенный с боевой службой на Средизем. море (6.6—17.12.1988); деловые заходы в сирийские порты Латакия (22—29.8.1988) и Тартус (1—21.11.1988). Интенсивная служба в течение 1989 г.: пройдено 13267 миль, выполнено 14 стрельб и более 1300 полетов ЛА. В 1990—91 гг. выполнялись учебные походы и проводились испытания СВВП Як-41/Як-141 (первая посадка 26.9.1991, авария самолета ? 3 5.10.1991). 3.2.1992 поставлен на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск), и больше в море своим ходом не выходил. 7.2.1994 произошла авария паропровода (6 чел. погибли). В 1994 г. начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были подписаны в 10.2000, но сумма контракта до 2002 г. оставалась предметом торга. В 7.1999 ТАВКР отбуксировали в Северодвинск для прохождения модернизации по заказу индийских ВМС.

ТТХ на момент вступления в строй

33 000/44 500 т, 273,1 (243 вл)х53,2 (31 вл)х9,8 (11,5 по ГАС) м. 4 ГТЗА ТВ-12-3, 8 ПК КВГ-3, 200 000 л.с.=30 уз. 8900 т топл. Экипаж 1610 чел. + 430 чел. авиагруппа + 50 чел. штаб. 12 ПУ ПКРК «Базальт» (12 ПКР П-500), 6х8 ВПУ ЗРК «Кинжал» (192 ЗУР), 2 РБУ-12000 «Удав», 2х1 100-мм АУ АК-100, 8х6 30-мм авт. АК-630М.

Состав авиагруппы

По проекту 14 СВВП Як-41М, 6 СВВП Як-38М, 10 верт. ПЛО Ка-27, 2 верт. Ка-25ПС и 4 верт. Ка-252РЛД.
1988 12 СВВП Як-38М, 16 верт. Ка-27ПЛ, 2 верт. Ка-25ПС и 2 верт. Ка-25Ц.

Биографическая справка
Горшков Сергей Георгиевич (26.02.1910 — 1988) — советский флотоводец, дважды Герой Советского Союза (1965, 1982), лауреат Ленинской (1985) и Государственной (1980) премий, Адмирал Флота Советского Союза (1967). Родился в городе Каменец-Подольский (ныне Хмельницкая область, Украина). На флоте с 1927 года. Окончил ВМУ им. М.В.Фрунзе в 1931 году, специальные курсы командного состава — в 1937 году, Курсы усовершенствования высшего начсостава при ВМА — в 1941 году. С 1931 года служил на кораблях Черноморского флота. С 1932 года командовал сторожевым кораблём, эсминцем, бригадой эсминцев ТОФ. С 1939 года командовал бригадой эсминцев ЧФ. К началу Великой Отечественной войны стал командиром бригады крейсеров ЧФ. Затем командовал Азовской военной флотилией. Во время обороны Одессы руководил высадкой десанта в районе Григорьевки. С сентября 1942 года командовал Новороссийским оборонительным районом. С февраля 1943 года вновь командовал Азовской военной флотилией. В 1944 году командовал Дунайской военной флотилией. С января 1945 года командовал эскадрой ЧФ. В 1948-1951 годах был начальником штаба, затем командующим КЧФ. С 1955 года 1 зам. главнокомандующего, а с 1956 — главнокомандующий ВМФ — зам. министра обороны СССР. С 1986 года в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Член ЦК КПСС с 1961 года (кандидат с 1956). Избирался депутатом Верховного Совета СССР 4-11 созывов. Бронзовый бюст установлен в Коломне Московской области.


Leave a Reply

http://navyforce.ru/%d1%82%d1%8f%d0%b6%d0%b5%d0%bb%d1%8b%d0%b9-%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d0%b5%d1%81%d1%83%d1%89%d0%b8%d0%b9-%d0%ba%d1%80%d0%b5%d0%b9%d1%81%d0%b5%d1%80-%d0%b0%d0%b4%d0%bc%d0%b8%d1%80%d0%b0/You must be logged in to post a comment.