SIDEBAR
»
S
I
D
E
B
A
R
«
Чаадаев
Сентябрь 8th, 2013 by admin

Если Чаадаев усматривал преимущества России в ее отсталости и с ней связывал шансы будущего, то славянофилы подвергли сомнению саму эту отсталость, подчеркивая преимущества российского прошлого, достоинства русской цивилизации. Славянофильство, в противовес западничеству, явилось наиболее ярким выражением националистических тенденций 30—40-х гг.

В статье «В ответ А. С. Хомякову» (1839 г.) И. В. Киреевский утверждал: особенностью западной цивилизации является «торжество рационализма» «над внутренним духовным разумом» — односторонность, которая в конечном счете привела к утрате веры, всеобщему эгоизму, индивидуализму, гипертрофированному утилитаризму и собственничеству, поскольку христианское чувство на Западе «исказилось своемыслием». В России же, наоборот, всегда имел место примат веры над разумом, разума над рассудком, общинности над индивидом. «Человек принадлежал миру, мир ему». Не укоренился в России и институт собственности, прежде всего собственности на землю.

Еще более решителен в реабилитации российской истории А. С. Хомяков. В статье «О старом и новом» (1839 г.) он подымает на щит «прежнюю жизнь России», где существовали и грамотность простых людей, и суд присяжных в северных областях, и деятельное монастырское духовенство. И хотя Хомяков не закрывает глаза на темные стороны русской истории и жизни (крепостничество прежде всего), его статья заканчивается фанфарами: «Нам стыдно было бы не перегнать Запада. Англичане, французы, немцы не имеют ничего хорошего за собою. Чем дальше они оглядываются, тем хуже и безнравственнее представляется им общество… Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное, и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и жизнь. Надежда наша велика на будущее».


Comments are closed