SIDEBAR
»
S
I
D
E
B
A
R
«
Для этой эпохи
Апрель 10th, 2013 by admin

Для этой эпохи типичной формой этнической общности является народность. Народности же свойственны еще крайне непрочные связи между ее составными элементами, ббльшая живучесть диалектов и местных различий. Поэтому народности вообще подвержены ударам извне и легко распадаются и погибают как этнические общности. Необходимо создание прочных экономических связей, скрепляющих этническое единство, но это возможно лишь при более высоких формах общественных отношений, и тогда народности превращаются в нации — очень устойчивые общности, единство которых уже не только этническое, но не в меньшей степени экономическое.

Пожалуй, вот эта слабость народностей как этнических общностей также в свою очередь вела в средние века к усилению организующего воздействия религий. Это хорошо видно на примере ислама. Последнему особенно свойственно подавление этнического сепаратизма. Уже на ранних этапах распространения ислама принятие его означало не только смену веры, но и примыкание к этносу его распространителей, т. е. арабов. И позднее, когда с распадом халифата и с возрождением иранской народности этнические различия стали более осязаемые среди мусульман (затем с исламизацией части тюрок тюркский элемент тоже получил самостоятельное значение в «странах ислама»), все-таки мусульманские и христианские — греческие, армянские, грузинские, сирийские — источники гораздо чаще выделяли мусульман как религиозную общность, нежели отдельные этнические составные части мира ислама. Точно так же и для христианских источников понятие христианина, причем, разумеется, христианина соответствующего толка, имело порой более важное значение, чем этническая принадлежность данного лица. Сошлюсь на колоритный пример из грузинских хроник. Говоря о знаменитом Захарии Мхаргрдзели, жизне-описатель царицы Тамары усиленно подчеркивает, что он был армянской веры (сартсмуноэбит сомэхи)и даже посвящает целую главу описанию бурного диспута между армянским духовенством—духовными пастырями этого видного государственного деятеля — и грузинским клиром.

Пример этот важен потому, что на нем можно проиллюстрировать положение о преобладании в эту эпоху религиозного начала над этническим. Дело в том, что грузинские, источники говорят лишь о религии этого почтенного сановника. Армянские же источники отмечают, что он был по происхождению курд, но христианин армянского толка


Comments are closed