SIDEBAR
»
S
I
D
E
B
A
R
«
Гелонов начинают
Январь 12th, 2013 by admin

Гелонов начинают упоминать римские поэты начала принципата, Вергилий и Гораций, в творчестве которых есть гражданские мотивы и на которых оказала известное влияние ученая александрийская поэзия. Гелоны предстают в их стихах как неукротимые (Verg. Georg. Ill, 461: acerque Gelonos), стрело-носные (Verg. Aen. VIII, 725: sagittiferosque G.), кочевники, пьющие молоко с конской кровью (Verg. Georg. Ill, 463). Вергилий называет гелонов раскрашенными (Georg. II, 115: pictosque G.). Локализация этих племен поэтов не интересует. Только в одном месте, может быть, потому, что фракийцам приписывали обычай делать татуировки и носить пестрые одежды (Her. V, 6; VII, 75), а это вероятные толкования указанного эпитета (Schol. Bern. Verg. Georg. II, 115; Serv. Ib.; Prob. Ib.), Вергилий указывает гелонов в районе Родопских гор (Georg. Ill, 462).

Но доверять ему вряд ли возможно. Контексты произведений Вергилия и Горация убеждают в том, что гелоны попадали в них, наряду с другими экзотическими и едва знакомыми племенами, когда нужно было подчеркнуть необъятность и разнообразие ойкумены, влияние Рима на нее или силу таланта поэта, которого узнают даже ultimi Geloni (Ног. Carm. II, 20, 18-19). Считать гелонов реальным народом, противостоящим римлянам в Карпато-Дунайском регионе, на основании упоминания их рядом с даками (Ю.К.Колосовская, 1982. С.50-51), по крайней мере, неосторожно, так как тут же названы колхи, жители берегов Ибера и Родона, гетулы и гиперборейские поля (Ног. Carm. II, 20, 15-20). На щите Энея скорее были изображены не просто некоторые покоренные народы (Ю.К.Колосовская, там же), а племена, символизирующие пределы земли (Verg. Aen. 724-728), которых достигла власть Рима. Еще один аргумент уважаемого исследователя заключается в том, что в оде Горация к Валгию Руфу нашли отражение конкретные события: дипломатические успехи Августа в Парфии, которым придавалось.


Comments are closed