SIDEBAR
»
S
I
D
E
B
A
R
«
Иначе говоря
Сентябрь 8th, 2013 by admin

Иначе говоря, община рассматривалась славянофилами в свете тех антибуржуазных устремлений, которые возникали у русских мыслителей 30—40-х гг. при анализе тенденций европейской общественной жизни и мысли, в частности учений утопического социализма. Община, писал тот же А. С. Хомяков, должна быть всеобщей формой социального бытия России, и «община промышленная есть или будет развитием общины земледельческой». В России уже есть начальная форма первой — артель, куда «собираются люди, которые с малых лет уже жили по своим деревням жизнью общинною». Правда, добавляет Хомяков, «я не знаю ни одного примера совершенно промышленной общины, так сказать, фаланстера, но много есть похожего; например, есть мельницы, эксплуатируемые на паях, есть общие деревенские ремесла.. .».

Позже славянофилы, указывая на такое преимущество России, как наличие поземельной общины, говорили чуть ли не о лидирующей роли России в том антибуржуазном движении, которое стало утверждаться с появлением социалистических идей в Европе. В 1847 г., полемизируя с «Современником», Ю. Ф. Самарин подчеркивал, что теперь в Европе «взоры многих, в том числе и Жорж Занда, обратились к Славянскому миру, который понят ими как мир общины, и обратились не с одним любопытством, а с каким-то участием и ожиданием».

Не случайно в содержательной статье, сохранившей свое значение и по сию пору, С. С. Дмитриев убедительно показал, что раннее славянофильство было весьма тесно связано с западными утопическо-социалистическими идеями. В работах теоретиков славянофильства неоднократно сочувственно цитировались и разбирались работы А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, Л. Блана, Ж. Санд, П.-Ж. Прудона. И современники неоднократно подтверждали сопричастность славянофильства социализму. «А социализм… — писал А. И. Герцен в работе «О развитии революционных идей в России», — разве не признан он славянофилами так же, как нами? Это мост, на котором мы можем подать друг другу руку».


Comments are closed