SIDEBAR
»
S
I
D
E
B
A
R
«
Косма Этолийский
Октябрь 1st, 2013 by admin

Никодим, как и Косма Этолийский, прошёл комплексную подготовку и начал свой писательский труд и просветительскую деятельность в духовной зрелости, о чём свидетельствует то обстоятельство, что его аскетические и духовные воззрения оставались неизменными с самого начала его писательства до конца его жизни.

Далее нам предстоит ответить на вопрос о причинах, побудивших православных традиционалистов заняться просветительской деятельностью. Важно понять, руководствовались ли они при выходе в мир одними и теми же мотивами? Насколько вообще они действовали в рамках предшествующей им православной традиции? Необходимо понять, почему монахи, посвятившие всю свою жизнь борьбе со страстями и непрестанной молитве, стремившиеся к достижению обожения, обратились с проповедью к соотечественникам, тем самым в какой-то степени поставив под угрозу личное спасение. На всю остроту и принципиальность этой проблемы указывает в одном из своих поучений Косма Этолийский: «Вы хотите сказать: «А ты ведь монах, что ты делаешь в миру?» — И я, братья мои, неправильно поступаю, но так как народ наш погряз в невежестве, я сказал себе: «Пусть Христос потеряет одного меня, одну овцу, но обретёт других». Быть может, по милосердию Божьему и вашим молитвам спасусь и я».

Мы видим, что в этом отрывке святой Косма сам даёт ответ на поставленный нами вопрос: «…Потому что народ наш погряз в невежестве». Очевидно, что это был вполне осознанный и принципиальный выбор. Спасение соотечественников было для него приоритетным, или, по крайней мере, без помощи согражданам он не мыслил и собственного спасения. Схожими мотивами руководствовался и Никодим Святогорец, целью которого стала забота о спасении ближнего: «Любовь к своим братьям во Христе, пылавшая в сердце святого, видна и в тех выражениях, которые он столь часто употребляет: «возлюбленные», «братья мои о Христе», «ваша Любовь».


Comments are closed