SIDEBAR
»
S
I
D
E
B
A
R
«
Кто хочет
Сентябрь 10th, 2013 by admin

«Кто хочет быть настоящим революционным деятелем в России, — писал Бакунин в уже неоднократно цитировавшемся нами письме к Нечаеву, — тот должен сбросить перчатки; потому что никакие перчатки не спасут его от несметной и всесторонней русской грязи. Русский мир, государственно привилегированный и народный мир — ужасный мир. Русская революция будет-несомненно ужасная революция. Кто ужасов и грязи боится, тот отойди от этого мира и от этой революции; кто же хочет служить последней, тот, зная на что он идет, укрепи свои нервы и будь готов ко всему».

Казалось бы — констатация реального положения дел, проповедь революционной последовательности и решительности. Но одновременно — фактическая сдача революционного дела «нечаевщине». По существу — непонимание опасности того, что в неустоявшейся, неразвитой социальной структуре лозунги демократии, социализма, братства, свободы и т. д. могут быть перетолкованы в духе нечаевско-ткачевского экстремизма или, если брать современный пример, полпотовщины. На деле— нежелание искать тех конкретных — и нелегких! — решений, которые приводили бы общество к действительно прогрессивным социальным сдвигам, подлинным демократии и социализму, а не к возрождению «старых мерзостей» под новой вывеской. Именно такие решения напряженно искали и находили лучше представители домарксистской прогрессивной мысли (Герцен, Чернышевский, Лавров), а затем Ленин и его соратники.

Особая ответственность революционера в обществах запоздалого развития, с застоявшимися деспотическими формами власти и слабыми массовыми демократическими традициями — вот проблема, которая не перестает быть актуальной в ряде стран и сегодня, которая связана с осмыслением опыта «нечаевщины».

И последнее замечание, касающееся современных спекуляций вокруг имени Нечаева. Чтобы оклеветать революцию, заставить революционеров отказаться от создания боевой партии, реакция ставит знак равенства между «нечаевщиной» и принципом централизма. Но во-первых, извращение каких-либо верных принципов кем бы то ни было не может служить предлогом для отказа от них. Во-вторых, централизм бывает различным.


Comments are closed