SIDEBAR
»
S
I
D
E
B
A
R
«
Ответ на этот вопрос
Август 16th, 2013 by admin

Ответ на этот вопрос позволяет дать материал записей такого источника, как приходо-расходная книга Путивльской воеводской избы за сентябрь 1627 — август 1628 г. Значение этого источника определяется тем, что Путивль, в то время важная крепость па юго-западной границе Русского государства, был тем городом, через который проезжала подавляющая часть направляющихся в Россию балканских выходцев. Изучение десятков архивных дел первой половины XVII в. показывает, что упоминавшиеся в них лица, как правило, ехали в Россию через Путивль, поездки по другим маршрутам были явлением крайне редким. Разумеется, какая-то часть иностранцев в то время ехала в Россию от Азова по Дону и далее на Воронеж. Но этот путь, проходивший на значительном протяжении через Дикое поле, где кочевали татары, был очень опасен, и им лишь изредка могли пользоваться люди, сумевшие присоединиться к следовавшим в Москву султанским посольствам.

Порядки, существовавшие в России того времени, предусматривали, что ехавшие за «милостыней» или на житье в Россию представители православного духовенства, а также светские лица, желавшие поступить на русскую службу, после переезда границы поступали на государственное содержание, которое выплачивалось из средств воеводской избы того города, куда эти иностранцы прибывали. Для подавляющей части балканских выходцев таким городом, как указывалось выше, был Путивль. Все это и делает приходо-расходную книгу путивльской воеводской избы ценным источником по истории русско-балканских связей первой половины XVII в., источником, позволяющим воссоздать на определенный хронологический момент общую картину приездов православного духовенства и светских эмигрантов в Россию, судить о частоте и интенсивности этих связей.

Приходо-расходная книга Путивльской воеводской избы за 1627—1628 гг., извлечения из которой публикуются ниже, сохранилась в составе сборника материалов конца 20-х годов XVII в. Путивльской приказной избы, отложившегося в архиве Разрядного приказа (ЦГАДА. Ф. 210. Дела десятен. Кн. 40). За указание на эту рукопись приношу благодарность A. Л. Станиславскому.


Comments are closed