SIDEBAR
»
S
I
D
E
B
A
R
«
Памятники же прибалтийских финнов
Январь 12th, 2013 by admin

Памятники же прибалтийских финнов вокруг Пскова, сохранявшиеся там ещё в XI — XII вв., относились к культуре, распространенной в Юго-Восточной Эстонии. Но, в отличие от жителей Эстонии, здешнее население уже с конца I тыс. н.э. находилось под влиянием кривичей и новгородских словен.

Эти три группы прибалтийских финнов, постепенно ассимилируясь и внося элементы своей культуры, приняли участие в образовании русской народности. Логично также предположить, что представители их социальной верхушки вошли в состав древнерусского господствующего класса.

Первый летописный рассказ, достоверно относящийся к эстам, — то есть, к «чудским» племенам в примерных границах нынешней Эстонии, имеющим объединяющие их черты археологических культур, — датируется 1030 г. В XI — ХШ вв. упоминания о чуди в летописи действительно чаще всего связаны с эстами, что обусловлено сложным характером новгородско-эстонских отношений: стремлением эстов противостоять установлению даннической зависимости от Руси. По мере продвижения новгородских войск вглубь эстонских территорий и обложения их русской данью, летописец приводит более точные определения для эстов — «чуди» разных земель, а также называет некоторые их укрепленные пункты. Только эти дополнительные утсазания позволяют говорить, что летописи сообщают именно об эстонской чуди.

Помимо эстов, этноним «чудь» в летописных рассказах XI — XIII вв. употребляется по отношению к финноязычному населению по р. Плюссе, а также к води, племенное название которой встречается в летописи ^лишь с середины XII в. Еще позже — с конца XIII в., появляется название «Ижорская земля» (впервые в «Житие Александра Невского»).


Comments are closed