SIDEBAR
»
S
I
D
E
B
A
R
«
Поэтому и описание нравов
Январь 12th, 2013 by admin

Поэтому и описание нравов и обычаев пруссов в «Хронике» невозможно приравнивать к описанию путешественником поразившей его экзотики. Это описание есть видение крестоносцем чуждого ему жизненного пространства и уклада, которые он оценивает, исходя из близкой ему системы ценностей феодального мира, носителем которой он является: ценностей религиозных, этических и даже куртуазных. Именно эти уровни оценок вырисовываются в данном фрагменте.

На первый план выступает характеристика пруссов как идопоклонников, язычников. Уже одного этого достаточно для оправдания начатой против них войны. Но хронист обращает внимание и на иные, казалось бы, вполне бытовые детали жизни пруссов: что они едят и пьют, во что одеваются, как ведут себя в застолье, какова их семейная жизнь и положение женщины, как они поступают в трудных ситуациях и т.д. Все эти стороны жизни пруссов представляют интерес для хрониста не сами по себе, но потому, что каждую из них он может оценить по знакомым ему нравственным установкам, диктуемым либо христианскими заповедями, либо орденским уставом, либо нормами кур-туазии, пусть даже эти оценки не высказываются открыто, а угадываются в подтексте, который, надо полагать, был вполне ясен рыцарям Немецкого ордена. Особое, и неожиданное, место на этом фоне занимает информация о верховном жреце пруссов Криве, принимающая форму нравоучения рыцарям Немецкого ордена.

Создаваемый Петром из Дусбурга «образ врага» дает веское основание и оправдание начатой в Пруссии войны. Разбросанные по всему тексту «Хроники» этнографические характеристики пруссов возвращают читателя к образу, представленному в 5 главе, вновь и вновь напоминая о правомерности любых военных действий против пруссов. Идеологические («теоретические») установки Ордена закрепляли его практику’ не только в период создания «Хроники», но и на протяжении всего XIV столетия, вплоть до Грюнвальда.


Comments are closed