SIDEBAR
»
S
I
D
E
B
A
R
«
постановка вопроса
Июль 6th, 2013 by admin

Исходя из этого, Джексон полагает, что его «точка зрения отражает марксистский подход ко всем вопросам искусства, литературы, философской и культурной критики в целом», в то время как точка зрения Д. Картена годится «лишь для исторически обусловленных форм».

Такая постановка вопроса была далека от марксистского подхода к этой проблеме, поскольку Джексон настаивал на абстрактной формуле «самой сущности культуры», вне ее конкретно-исторических форм, что, по существу, означало игнорирование идеологической основы. культуры. Неслучайно П. Ф. Уиллетс писал, что «формулировка Джексона фактически отрицает классовые корни культуры». Точка зрения Джексона была не только неправильна теоретически, но вредна политически, ибо дезориентировала недостаточно подготовленных читателей, что проявилось уже в ходе данной дискуссии.

Так, Р. Дж. Смит чрезвычайно упрощенно воспринял формулировку Джексона, утверждая, например, что поскольку основным потребителем продукции Голливуда, «который служит интересам капитализма», являются трудящиеся массы, «постольку классовой культуры действительно не существует». «Правильно утверждение, что существует только общее культурное наследие, и столь же правильно, что тот или иной класс может использовать это общее наследие для своих собственных целей».

Этот серьезный методологический изъян концепции Джексона сказался на характере и содержании ряда работ марксистских литераторов и в первую очередь на его собственных работах.

Сама идея «общего культурного наследия», неумение выделить его подлинно демократические элементы вели к переоценке творчества некоторых английских писателей, в частности, поэтов направления, получившего в советском литературоведении название реакционного романтизма, представителям которого зачастую приписывалась совершенно несвойственная им революционность. Это проявилось в оценке, данной Джексоном творчеству Вордсворта в связи со столетием со дня смерти.


Comments are closed