SIDEBAR
»
S
I
D
E
B
A
R
«
Т. А. Джексоном
Июль 6th, 2013 by admin

В своей статье, посвященной этой проблеме, он утверждает: «Не существует такого явления, как буржуазная или капиталистическая культура. Есть только наше общее культурное наследие, которое мы должны освоить». Это положение Джексона было направлено против вульгарно-социологической трактовки творчества многих выдающихся деятелей культуры, культурных ценностей прошлого как «буржуазных», хотя нетрудно заметить, что оно вовсе снимало вопрос о классовом содержании того или иного культурного феномена.

Борясь за использование ценностей демократической культуры прошлого для строительства социалистической культуры, Джексон в некоторых конкретных оценках склонен был к замалчиванию реакционных тенденций в творчестве ряда писателей. Его полемический перегиб, породивший приведенную выше явно немарксистскую формулировку, вызвал обоснованную реакцию со стороны многих читателей «Дейли Уоркер», которые настаивали на четком марксистском подходе к этой важной проблеме. В редакцию газеты поступило более ста писем.

Большинство читателей настаивало на использовании ленинского классового критерия при анализе культуры. Так, Дж. Уинтернит пишет, что «культура классового общества есть классовая культура, выражающая, главным образом, идеи, опыт и интересы правящих классов». Однако тут же, ссылаясь на Ленина, он уточняет: «Я говорю «главным образом» потому, что …в культуре классового общества есть также элементы народной, прогрессивной, демократической культуры, выражающей идеи и устремления угнетенных классов».

Брайац Виккери, полемизируя с Т. А. Джексоном, проявил глубокое понимание идеологической сущности культуры. Констатируя наличие в современном капиталистическом обществе двух основных идеологий, он приходит к выводу о необходимости четкой дифференциации культурного наследия , прошлого с этих позиций: «Существует только одна идеология, одна культура, приемлемая для нас, социалистов»; и далее: «эти две идеологии всецело противостоят друг другу. И всякая попытка ослабить их противоположность, смягчить ее, чтобы присоединить социалистические достижения к общему культурному наследию, приводит к искажению представления о мире, в котором мы живем».

Возражая Дереку Картену, выступившему в этой дискуссии с тезисом о том, что «вся культура есть классовая культура».


Comments are closed