SIDEBAR
»
S
I
D
E
B
A
R
«
Так в массовой культуре
Январь 12th, 2013 by admin

Так в массовой культуре сельских районов Северо-Запада с запаздыванием на 30-45 лет отразилась катастрофа монгольского разгрома большинства основных ремесленных центров Руси (Ю.М.Лесман 1995. С. 42). Однако за Нарвой процесс усложнения браслетов продолжался и позже. Перелом, отразившийся в древнерусской культуре, местных ремесленников уже не затронул. Конечно, разрыв не был полным. В северозападном Причудье в последние десятилетия XIII в. входят в моду такие же, как и на Руси, многобусинные серьги (впрочем, типологически близкие серьги были в это время популярны и более широко — ср. близкие находки в кладе начала XIV в. из Pritzwalk/Ostprigniz в Германии и др.).

Находки же несколько позже (примерно со второго десятилетия XIV в.) распространившихся на Руси под монгольским влиянием серег в виде знака ? к восток}7 от Нарвы и Чудского озера единичны. Облик культуры здесь все сильнее расходится с древнерусской. Начало этого расхождения можно условно (по синхронизации вещевых находок из могильников с дендродатами Неревского раскопа и принимая предложенную дату попадания в Новгородскую землю первых ордынских импортов) датировать временем между7 1257-59 и 1281-99 гг.

С этого времени ку льтурная граница Руси сдвигается на восток к линии Нарва-Чудское озеро. Исторически это соответствует Новгородско-Орденскому и Новгород-ско-Ревельскому мирным договорам 1269 г., последовавшим за Раковорской битвой 1268 г. и неудачной осадой Пскова орденскими войсками 1269 г. Можно предполагать, что эти договоры определили государственную границу Новгорода с Орденом и датчанами-ревельцами, ту границу-, которая почти без территориальных изменений функционирует ныне в качестве государственной границы Российской Федерации с Республикой Эстония.


Comments are closed