SIDEBAR
»
S
I
D
E
B
A
R
«
Тюрки Дагестана
Октябрь 18th, 2013 by admin

Тюрки Дагестана представлены кумыками, в районе Дербента азербайджанцами и ногайцами в Бабаюртовском районе. Ираноязычной народностью являются горские евреи таты.

Этническая раздробленность и изолированность столетиями порождали не только экономическую отсталость, но и политическую разобщенность. В XVII-XVIII вв., т.е. к началу Кавказской войны и завоевания Дагестана Российской Империей, Дагестан не представлял единой политической системы. Он состоял из ряда феодальных образований (Эндреевскос владение, Тарковское шамхальство, Кайтагское уцмийство, Аварское и Дербентское ханства и др.) и множества относительно независимых союзов сельских общин («вольных обществ»), что облегчило покорение Дагестана Россией. Уровень развития феодальных отношений в разных районах страны был неодинаков. Живучи были пережитки родового строя, прежде всего выражавшиеся в сохранении кровного родства в тухумах — родах (см. выше у чеченцев).

С началом Кавказской войны в 1817 г. началась политическая консолидация народов Дагестана, диктуемая напряженной борьбой с внешней опасностью завоевания Россией. Она воплотилась в создании военно-теократического государства под зеленым знаменем ислама-имамата, возглавляемого имамом Чечни и Дагестана Шамилем. Шамиль по сей день у горцев считается легендарной личностью, и, следует заметить, — по праву. После своего пленения в 1859 г. в ауле Гуниб Шамиль жил в г. Калуге под надзором русских властей и особенно сблизился с семьей Чичаговых. М.Н. Чичагова, хорошо знавшая Шамиля, говорила о нем: «Жизнь этого героя, так храбро и стойко выдержавшего двадцатилетнюю борьбу с могущественною Россией, полна изумительных эпизодов отчаянной храбрости, тяжких испытаний и лишений. Одаренный гениальным умом, он управлял своим диким народом не только с беспощадной строгостью, которую он считал.


Comments are closed