SIDEBAR
»
S
I
D
E
B
A
R
«
В.Т.Пашуто
Январь 12th, 2013 by admin

В.Т.Пашуто, исходя из их названия — «брод», «бродить», — полагал, что бродники были кочевым народом, связанным с половцами и обитавшим в Половецкой степи. Оговаривая неясность их происхождения, В.Т.Пашуто, тем не менее, не подвергал сомнению славянское происхождение бродников и распространение среди них христианства.

Мнение о бродниках как о кочевом народе не поддержал Н.Ф.Котляр. Согласно его представлениям, бродники были предшественниками казачества в южнорусских степях и являлись не кочевым народом, а обитателем поселений у «бродов», речных переправ. Основной областью их расселения, согласно Н.Ф.Котляру, было Подунавье. Мысль о бродниках как о кочевом народе вызвала серьезные возражения и у В.В.Мавродина, Р.М.Мавродиной, И.Я.Фроянова. По их мнению, славянское происхождение бродников едва ли делает возможным определение бродников как особого кочевого народа.

В румынской историографии утвердилось мнение о бродниках как о населении, принадлежащем румынскому этносу. По справедливом}^ утверждению В.П.Шушарина, это мнение является бездоказательным, и в настоящее время не имеется никаких данных, которые позволяли бы предполагать румынскую этническую принадлежность бродников. В.П.Шушарин присоединился к мнению о славянской этнической принадлежности бродников.

Наиболее четкий ответ об этническом происхождении бродников дает анализ сообщения о них Никиты Хониата. Никита Хониат совершенно определенно пишет о бродниках как о ветви «тавроскифов» — русских. Шесть раз упоминая тавроски-фов, Хониат имеет в виду только русских. В «Истории» Никиты Хониата бродники как ветвь тавроскифов-русских совершенно четко отличаются от тюрок — половцев и восточных романцев -влахов.


Comments are closed