SIDEBAR
»
S
I
D
E
B
A
R
«
Вышесказанное позволяет
Январь 12th, 2013 by admin

Вышесказанное позволяет предположить, что в основе данного фрагмента ПВЛ мог лежать список семидесяти двух народов, содержавший отождествление нориков со славянами. В результате творческой переработки и сокращения от списка остались лишь упоминание о числе народов и интересующее нас отождествление. Все это вполне согласуется с высказанным нами ранее, сделанным на другом, хотя и близком, материале предположением, что вводная часть ПВЛ носит следы знакомства ее составителя с общими принципами построения более пространных экскурсов о разделении земли, чем те экскурсы славянских переводов Хронографии Иоанна Малалы и Хроники Георгия Амартола, фрагменты которых представлены в ПВЛ текстологически (И.В.Ведюшкина, 1993).

Данное предположение, разумеется, не снимает вопросов о причинах, времени, месте составления памятника, включающего такой предполагаемый экскурс с отождествлением нориков и славян, и о возможных путях его проникновения в древнерусскую книжность. Гипотеза Н.К.Никольского, что это отождествление возникло в кругах, близких к св. Мефодию, в период столкновений Мораво-Паннонской кафедры с Зальцбургским архиепископством и пришло на Русь через Чехию вместе с другим кирилло-мефодиевским наследием, чрезвычайно заманчива, но, на наш взгляд, она не вполне объясняет, чем такое отождествление могло помочь в борьбе за само существование Мораво-Паннонской кафедры и славянской литургии. Не претендуя на решение этого весьма сложного вопроса, позволим себе высказать в качестве логического допущения следующую версию: отождествление нориков со славянами могло возникнуть в до-кирилломефодиевский период на рубеже VIII — IX вв., когда в борьбе за сферы миссионерского влияния в славянском Каран-танском княжестве столкнулись интересы.


Comments are closed